Автотехническая

экспертиза

САТЭ рассматривает следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

Наезд на пешеходов.

Опрокидывание транспортных средств.

Падение пассажира или груза из транспорта.

Столкновение транспортных средств.

Наезд на стоящий транспорт или иное неподвижное препятствие.

Неуправляемый съезд транспортного средства с проезжей части дороги и другое.

Задачей судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) является установление объективных фактов по уголовным и гражданским делам (дорожно–транспортным происшествиям и др.), если для их установления необходимы специальные познания в области автотехники и Правил дорожного движения.

Предметом экспертизы, как известно, являются обстоятельства дела, фактические данные, которые подлежат установлению и устанавливаются на основе специальных научных познаний, используемых в виде специальных методик, способов, приемов и т.д. Задачи и предмет экспертизы определяется в соответствии с характером вопроса, поставленного следователем (судом) перед экспертом по конкретному делу. Предметом САТЭ являются объективные данные (факты, обстоятельства), связанные с установлением механизма происшествия: о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников ДТП, обстоятельствах способствовавших возникновению происшествия.

Объектами экспертизы является: транспортные средства, участвовавшие в ДТП; место ДТП; материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т.д.), представляемые в распоряжение эксперта.

1125 руб

за час

  • Качество
  • Профессионализм
  • Скорость

При исследовании технического состояния транспортного средства эксперт устанавливает:

  • – время и причину возникновения технической неисправности;
  • – возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления происшествия;
  • – причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием;
  • – техническую возможность предотвращения происшествия, при определенном техническом состоянии транспортного средства;
  • – обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

При исследовании механизма ДТП эксперт устанавливает:

  • – величины коэффициентов, характеризующих особенности движения транспортных средств и других объектов на месте происшествия (величину замедления, коэффициент сцепления, коэффициент сопротивления качению и т.д.);
  • – траекторию движения транспортных средств до и после происшествия;
  • – условия видимости и обзорности с места водителя в соответствии с данными о дорожной обстановке в момент ДТП;
  • – обстоятельства, относящиеся к дорожной обстановке перед происшествием, которые способствовали или могли способствовать его наступлению;
  • – направления действия сил между транспортными средствами в момент столкновения;
  • – скорость движения транспортного средства;
  • – тормозной и остановочный пути транспортного средства;
  • – взаимное расположение транспортных средств в различные моменты ДТП;
  • – техническую возможность предотвращения ДТП в указанный следователем (судом) момент развития дорожной ситуации;
  • – величину времени преодоления транспортным средством определенных участков пути, указанных следователем (судом) при назначении экспертизы;
  • – момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить ДТП и расположение препятствия в этот момент.

Эксперт также исследует действия участников ДТП и определяет:

  • – как следовало действовать участникам ДТП в данной дорожной ситуации в соответствии с техническими требованиями Правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства;
  • – техническую сторону причинной связи между действиями участников ДТП по управлению транспортным средством и наступлением данного ДТП.

Не следует рассматривать перечисленный выше перечень как исчерпывающий. Четкое представление о возможностях САТЭ, ее предмете и объектах позволяют следователю (суду) избежать назначения экспертизы по вопросам, выходящим за пределы компетенции эксперта-автотехника, а также постановки неправильно сформулированных вопросов. Желательно, чтобы следователь (суд) при назначении САТЭ консультировался с экспертом-автотехником, что позволит дать более полное представление исходных данных по поставленным вопросам. САТЭ решает поставленные вопросы только с технической точки зрения, поэтому решение вопросов требующих познаний в других областях (психологии, физиологии, медицины и т.д.) не допустимо.

СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    1. При отсутствии встречного транспорта:

        • – какова должна быть величина бокового интервала или дистанция между транспортными средствами, при определенных скоростях движения транспортных средств?
        • – какое расстояние вдоль дороги необходимо для создания безопасного интервала между транспортными средствами, при тех же значения скоростей движения?

      Исходные данные:

      • – какие световые приборы были включены на транспортных средствах перед происшествием, и в каком режиме работали.
      • – расстояние видимости препятствия с места водителя (определяется путем проведения следственного эксперимента, в тех же дорожных условиях, которые были на момент ДТП).
      • – применял ли водитель торможение перед столкновением (служебное или экстренное).
    2. При наличии встречного транспорта:

        • – при каком расстоянии между встречными транспортными средствами технически возможно было начинать обгон (объезд)?
        • – на каком расстоянии между встречными транспортными средствами водитель транспортного средства начал маневр обгона или объезда?

      Исходные данные:

      • – скорости движения транспортных средств перед ДТП.
      • – какие световые приборы были включены на транспортных средствах.
      • – на каком расстоянии находились транспортные средства относительно друг друга в момент возникновения опасности для движения.
      • – расположение транспортных средств по ширине проезжей части перед происшествием.
      • – применяли ли водители торможение перед происшествием и после. Если да, то указать длину следа торможения.
    3. При повороте обгоняемого и встречного:

        • – был ли допустим обгон, в данной дорожной ситуации?
        • – На каком расстоянии от места столкновения находились транспортные средства в момент начала поворота налево автомобиля?
        • – какое расстояние необходимо обгоняемому или встречному автомобилю для перестроения?

      Исходные данные:

      • – время движения автомобиля на повороте от начала маневра до столкновения.
      • – координаты места столкновения.
      • – тормозили ли водители транспортных средств до столкновения. Если да, то указать длину следа торможения.
      • – угол столкновения транспортных средств.
    4. На пересечении дорог:

        • – какова очередность проезда перекрестка?
        • – какие дорожные знаки должны быть установлены на перекрестке и в каком месте согласно ГОСТа ?
        • – на каком расстоянии от места столкновения находились транспортные средства, в момент выезда автомобиля не пользующегося преимуществом?
        • – на какой свет светофора начало движение транспортное средство?

      Исходные данные:

      • – режим работы светофора, на момент ДТП;
      • – тормозили ли водители перед столкновение, указать длину следа торможения.
      • – координаты места столкновения;
      • – расположение транспортных средств;
      • – какие световые приборы были включены на транспортных средствах;
      • – видимость дороги в момент ДТП;
      • – скорость движения транспортных средств;
      • – время движения транспортного средства с момента выезда до столкновения. Или указать длину пути.

ДРУГИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

  1. Опрокидывание транспортного средства.

      • – Какое влияние могли оказать дорожные условия на устойчивость транспортного средства, при скорости движения км\ч?
      • – Каков механизм и технические причины потери транспортным средством устойчивости в данных дорожных условиях?
      • – Какие действия должен был выполнить водитель транспортного средства при выборе режима движения и после потери устойчивости ?
      • – Допустимая скорость движения автомобиля на повороте дороги?

    Исходные данные:

    • – Указать наличие дорожных дефектов и их геометрические параметры.
    • – Скорость движения транспортного средства.
    • – Радиус закругления поворота и т.д.
  2. Наезд на пешехода:

      • – удаление транспортного средства от места наезда на пешехода, в момент возникновения опасности для движения у водителя транспортного средства?
      • – какое расстояние необходимо для объезда препятствия, при видимости препятствия м?
      • – имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода ?
      • – допустимая величина скорости движения при видимости дороги м?

    Исходные данные:

    • – скорость движения транспортного средства установленного следственным путем.
    • – тормозил ли водитель транспортного средства перед наездом. Если да то указать длину тормозного следа, и на каком расстоянии от начала следа торможения произошел наезд на пешехода.
    • – какой частью транспортного средства произошел наезд на пешехода. Если боковой частью, то указать расстояние от передней части транспортного средства до места удара на боковой части.
    • – путь пешехода с момента возникновения опасности для движения у водителя автомобиля до места наезда.
    • – скорость движения пешехода. Время движения пешехода на отрезке пути, указанном выше. Темп движения пешехода (медленный, спокойный, быстрый шаг или бег).
    • – видимость дороги и препятствия на момент ДТП.
    • – режим работы светофора, и на какой сигнал светофора пешеход начал движение.
    • – дорожные знаки и разметки на месте ДТП .
    • – положение транспортного средства от задней части стоящего (двигавшегося) транспортного средства, при объезде (обгоне).
    • – на каком расстоянии от передней (задней) части транспортного средства пешеход начал движение.
  3. Падение пассажира или груза:

      • – На какой скорости движения транспортного средства на повороте возможно возникновение центробежной силы способной сместить пассажира (груза) из кузова транспортного средства?
      • – по какой технической причине могла самопроизвольно открыться дверь кабины (кузова) транспортного средства? Если открытие произошло по технической причине, то когда неисправность возникла и причина образования ?

    Исходные данные:

      • – скорость движения транспортного средства.
      • – характеристика дороги.
      • – способ укладки и крепления груза. Вес груза.
      • – характеристика оборудования кузова автомобиля под перевозку пассажиров.
      • – замок двери и т.д. (перед изъятием необходимо провести следственный эксперимент в тех же дорожных условиях и техническом состоянии транспортного средства).

    В настоящее время при назначении автотехнической экспертизы встречаются следующие недостатки:

    • – неполнота исходных данных по поставленным вопросам, отсутствие исходных данных и без указания страниц дела какими эксперт может пользоваться при ответе на поставленные вопросы.
    • – поставленные вопросы выходят за пределы компетенции эксперта–автотехника или не требуют специальных познаний в области автотехники.
    • – задаются вопросы по техническому состоянию, о наличии повреждений на транспортных средствах и т.д., однако транспортные средства в распоряжение эксперта не представляются (если они отремонтированы и др., то решить поставленные вопросы не представляется возможным).

Решаемые вопросы для всех видов ДТП и необходимые исходные данные для решения поставленных вопросов:

Вопросы

– скорость движения транспортного средства перед началом торможения, при длине следа торможения до задних колес?

– Соответствовала ли выбранная величина скорости движения транспортного средства дорожным условиям? Если нет, то какова должна быть предельно допустимая скорость?

– Какова длина остановочного и тормозного путей транспортного средства, в данных дорожных условиях, при скорости движения транспортного средства км\ч?

– Какому транспортному средству принадлежат осколки стекол световых и светосигнальных приборов, осколки деталей и т.д., обнаруженных на месте происшествия?

– Установить место столкновения или наезда транспортного средства с препятствием на дороге, исходя из расположения осколков стекол и деталей, осыпи частиц грязи, расположения транспортных средств и т.д.?

– Колесами какого транспортного средства оставлены следы на месте происшествия, при наличии фотоснимков или слепков следов рисунка протектора шин?

– Какие из представленных на исследование электроламп транспортного средства были включены в момент контактирования?

– Имел ли водитель транспортного средства возможность предотвратить происшествие путем торможения, в данных дорожных условиях, при скорости движения транспортного средства км\ч?

– Какими требованиями Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и др., следовало руководствоваться водителю транспортного средства, в данной дорожной ситуации?

исходные данные

  1. обстоятельства наступления дорожно-транспортного происшествия;
  2. дорожные условия: ширина проезжей части и обочин; тип дорожного покрытия (асфальтобетон, гравийное и т.д.); состояние дороги (сухое, мокрое, укатанный снег и т.д.) и наличие повреждений покрытия проезжей части (указать геометрические параметры); продольный и поперечный уклоны дороги и направление уклона (спуск, подъем – в градусах, процентах или промиллях); наличие дорожной разметки (горизонтальной и вертикальной);
  3. дорожные знаки, действующие в районе происшествия (название и номер по ГОСТу); наличие светофоров с указанием режима работы на момент ДТП;
  4. установленный порядок движения на месте происшествия (одностороннее, двухстороннее, число полос для движения в каждом направлении, ширина разделительной полосы);
  5. расстояние видимости дороги с места водителя транспортного средства, при фактическом освещении;
  6. наличие следов качения и торможения (юза) колес транспортного средства (указать их характер, длину до осей колес транспортного средства, ширину, расположение относительно ширины проезжей части дороги и расстояния до избранного ориентира;
  7. положение транспортных средств и препятствия после происшествия по ширине и длине дороги относительно избранного ориентира;
  8. модель, марка транспортного средства; техническое состояние транспортных средств (рулевого управления, тормозной системы, ходовой части и т.д.);
  9. загруженность транспортных средств на момент ДТП;
  10. на какое расстояние был перемещен объект в результате удара и длину скольжения опрокинутого транспортного средства;
  11. величину скорости движения транспортного средства, установленного следственным путем.